Древние курганы в Крыму

Эгрет (детель головного убора скифов)

Предисловие

Курганы являются одними из наиболее известных и исследованных захоронений. Это искусственные земляные холмы (насыпи), которые возводились над самими погребениями. Курганы служили, прежде всего, для увековечения памяти об умерших. Многие из них использовались затем для более поздних, впускных захоронений. Где именно, кем и когда был возведен первый курган доподлинно неизвестно. Традиция возведения курганов была широко распространена среди многих племён Евразийского материка. Само слово «курган» тюркского происхождения и означает - крепость, ограда, стена. Вокруг курганов и в самом деле нередко сооружались каменные ограды (крепиды), предохранявшие насыпь от оползания. В русский язык это слово вошло как понятие о могильном сооружении.

Курганы горы Ак-Кая под Белогорском

Горный массив Ак-Кая (Белогорск)

Горный массив Ак-Кая (Белогорск)

В 40 км от Симферополя находится город Белогорск (древний Карасу-Базар). Главной достопримечательностью этого города является горный массив Ак-Кая (Белая Скала), с которым как раз и связано нынешнее название города. Этот горный массив является окаменевшим рифом древнего океана Тетис. Около 40-50 тысяч лет назад он служил древнему человеку естественным укрытием и местом для загонной охоты. В средние века с обрывистой вершины этого горного массива сбрасывали несчастных, приговорённых к смерти. По преданию, в 1783 году князь Потёмкин принимал здесь клятву у татарской знати на верность российскому престолу. В случае отказа её давать крымских беев ждала та же участь. На плоском плато скалистой вершины Ак-Кая находятся многочисленные курганные захоронения. Многие учёные предполагают, что это — «ГЕРРОС» - место захоронения скифской знати.

Плоская вершина горы Ак-Кая
Плоская вершина горы Ак-Кая

Археологические исследования этих курганов пока не ведутся и о каких-либо находках тоже ничего не известно, хотя в советские времена среди этих курганов располагался карьер, в котором добывали местный строительный камень - ракушечник.

Огромный курган на горе Ак-Кая
Огромный курган на горе Ак-Кая

Скифский курган Куль-Оба (г. Керчь)

Возведённый скифами курган Куль-Оба (Гора пепла) очень долгое время считали естественным холмом и не обращали на него внимания. Подкурганная гробница, сооружённая из тёсаного камня, была совершенно случайно обнаружена рабочими-каменотёсами в 1830 году. Почти в центре гробницы были установлены два постамента для саркофагов. На одном постаменте гробницы находился изрядно истлевший саркофаг, сооружённый из кипарисового дерева и слоновой кости. В нём покоились останки женщины. Рядом с ней в саркофаге находилось огромное количество всевозможных украшений.
Второй саркофаг, как предполагают - вождя, находился почему-то не на постаменте, а рядом с ним на каменном полу гробницы.

Ваза с изображением скифских воинов из кургана Куль-Оба
Ваза с изображением скифских воинов из кургана Куль-Оба

Гривна с фигурками скифов-всадников. Курган Куль-Оба
Гривна с фигурками скифов-всадников. Курган Куль-Оба

Саркофаг был сооружён из тиса и имел два отделения. В одном отделении покоились останки самого усопшего, а в другом лежали изображения богов и оружие. На голове покойного находились остатки головного убора и две золотые пластины с изображениями грифонов. На шее вождя было массивное золотое ожерелье в форме открытого кольца. Его правую руку, выше локтя, обрамлял золотой браслет с рельефными украшениями. Ниже локтя находились ещё два браслета. У ног покойного лежало множество острых камней. Видимо, соплеменники во время похорон, в знак скорби, царапали ими себе лицо и тело, а затем клали в ноги умершему вождю. На полу и вдоль стен гробницы было разложено и расставлено множество различных предметов из золота и серебра. Большая часть содержимого из этой гробницы находится сейчас в Петербурге, в Эрмитаже.

К сожалению многих, сама под курганная гробница до наших дней не сохранилась. Тёсаный камень, из которого она была сооружена, растащили местные жители. Верхняя часть кургана обрушилась и теперь о его былом значении напоминает лишь большой земляной холм.

Скифские подвески и фибула
Скифские подвески и фибула

Браслет с изображением зверей из кургана Куль-Оба
Браслет с изображением зверей из кургана Куль-Оба

Царский курган

Вход, в коридор (дромос) Царского кургана (п. Аджимушкай, Керчь)
Вход, в коридор (дромос) Царского кургана (п. Аджимушкай, Керчь)

После обнаружения богатейшей гробницы кургана Куль-Оба и начала массовых разорений древних погребений Российский императорский двор создал отдельное ведомство и стал назначать специальных представителей для поиска и исследования древних захоронений. Такие поиски, как правило, не преследовали научных целей, а представляли погоню за дорогими античными ценностями. Чтобы опередить грабителей и вскрыть, как можно больше гробниц, исследователи в первую очередь брались за раскопки небольших и более доступных курганов. Многие усыпальницы оказывались ограбленными ещё в древности и поэтому при малейших признаках неудачи раскапываемый курган бросали и переходили на другой. В такой ситуации за раскопки огромного кургана, находящегося всего в нескольких километрах от Керчи, взялся директор Керченского музея Антон Ашик.

Курган снаружи опоясывала каменная стена-крепида, а его насыпь состояла из нескольких слоев глины, камней и морских водорослей. Внутри кургана была погребальная камера и ведущий в неё длинный 36-метровый коридор (дромос). Раскопки велись с перерывами в течение четырёх лет, и в феврале 1837 года был открыт вход в саму погребальную камеру. К огромному сожалению, она оказалась полностью ограбленной ещё в древности. На полу гробницы находились лишь остатки деревянного саркофага.

Усыпальница была сооружена на плоской, горизонтальной скале в IV в. до н.э. Все блоки склепа и дромоса уложены насухо, без какого либо вяжущего раствора. Погребальная камера, высотой около 9 метров, почти квадратная - 4,37 х 4,23 м. Её стены состоят из 10 рядов кладки. На уровне 5-го ряда начинается постепенный переход в уступчато-кольцевой купол. Переход квадратной камеры в круглое перекрытие был позднее заимствован для строительства христианских культовых сооружений.

Из погребальной камеры длина и величина коридора, ведущего в неё, кажется намного больше, чем снаружи. Этот эффект был достигнут непараллельностью стен дромоса и сооружённой поперечной стеной гробницы. Древние греки, видимо, пытались показать, что путь в загробный мир намного короче, чем выход из него.

Масштабы и уровень строительного мастерства дают основание предполагать, что сооружённая усыпальница предназначалась для одного из боспорских царей, скорее всего для Левкона I (389-349 гг. до н.э.). Именно при нём Боспорское царство в IV веке до н.э. достигло наивысшего экономического расцвета и было на пике своего могущества. При последних исследованиях кургана с помощью современных приборов за одной из стен дромоса была выявлена пустота. Так что, возможно, под курганом находится ещё одна скрытая погребальная камера, в которой покоятся останки либо самого царя, либо кого-то из его приближённых.

Вид коридора из погребальной камеры Царского кургана
Вид коридора из погребальной камеры Царского кургана

Мелек-Чесменский курган (Керчь)

Мелек-Чесменский курган (центральный автовокзал, г. Керчь)
Мелек-Чесменский курган (центральный автовокзал, г. Керчь)

Мелек-Чесменский курган находится рядом с привокзальной площадью Центрального автовокзала города Керчь. Вернее, будет сказать, автовокзал и вся привокзальная площадь были сооружены в непосредственной близости от него. Своё название курган получил благодаря небольшой речушке Мелек-Чесме (Источник Ангела), протекающей неподалёку от него.

Этот курган, так же, как и курган Куль-Оба, очень долгое время считали естественным холмом и не придавали ему особого значения. Лишь изредка, по мере необходимости, местные жители набирали с его насыпи глину, для своих нужд.

Уложенные тёсаные камни подкурганной гробницы обнажились в 1858 году. Вызванные археологи расчистили и открыли вход в гробницу. К сожалению, она, так же, как и гробница Царского кургана, оказалась ограбленной ещё в древности. Грабители оставили после себя лишь маленький флакончик для ароматических масел и небольшой бронзовый браслет с золотыми змейками на концах. Погребальная камера и ведущий в неё 9-метровый коридор (дромос) были сооружены в IV веке до н.э. Судя по остаткам постамента для саркофага и размерам, совсем небольшого браслета, усыпальница этого кургана предназначалась, скорее всего, для умершего ребёнка из рода Спартокидов. После проведённого в гробнице ремонта и возведения перед курганом сторожки, усыпальницу в 1871 году открыли для посещений. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году усыпальницу полностью замуровали, и только в 1995 году её вновь вскрыли и сделали доступной для осмотра. К сожалению, из-за возведённого в послевоенное время рядом с курганом автовокзала, в гробницу, после её вскрытия, стали проникать грунтовые воды. Поэтому довольно часто после обильных дождей её закрывают для посещений.

Вид из погребальной камеры Мелек-Чесменского кургана
Вид из погребальной камеры Мелек-Чесменского кургана

Склеп богини Деметры

Культ богини Деметры был одним из самых древних у греков, которые считали, что именно Деметра даёт земле плодородие, и поэтому, всячески старались умилостивить эту богиню. Они устраивали в её честь небольшие святилища у себя в домах и приносили ей жертвоприношения. Смену времён года древние греки также связывали с богиней Деметрой. Согласно греческому мифу, бог подземного царства - Плутон - похитил единственную дочь Деметры - Персефону. Охваченная горем мать перестала посылать людям урожай, и на земле начался голод. Люди были вынуждены обратиться к верховному богу Олимпа - Зевсу. Лишь после вмешательства Зевса и принятия им решения о том, что две трети года Персефона будет жить с матерью и только одну треть года с мужем, Деметра вернула земле плодородие. С тех пор, пока Персефона находится в подземном царстве у мужа, земля оголяется, и наступает зима. С возвращением же дочери на землю, счастливая мать снова оживляет уснувшую природу.

Замурованный склеп Деметры
Замурованный склеп Деметры

Древние греки считали Деметру связанной с загробным миром и поэтому её изображениями нередко расписывали стены погребальных камер. Одна из таких погребальных камер была обнаружена в 300 метрах от Мелек-Чесменского кургана. И хотя сама камера ещё в древности была разграблена, на её стенах хорошо сохранились росписи, воспроизводящие миф похищения Плутоном Персефоны. Обнаруженный склеп был назван в честь богини Деметры. После открытия склепа для посещений в него, так же как, и в гробницу Мелек-Чесменского кургана, начали поступать грунтовые воды. Чтобы сохранить настенные росписи, срочно требовалось восстановить внутренний микроклимат кургана, поэтому гробницу, на неопределённое время, полностью замуровали. Теперь, настенные росписи этого склепа можно увидеть лишь на картинах и на страницах иллюстрированных журналов. Любая информация о том, что в Керчи, у Большой Митридатской лестницы, находится точная копия склепа Деметры, не соответствует действительности.

Деметра. Фрагмент фрески.
Деметра. Фрагмент фрески.

© Из книги Агафонова Н.А. "Древние курганы Северо-восточного Причерноморья". Симферополь: Бизнес-Информ, 2011.