Река и родники Святого Иоанна Готского
Главная О Крыме Тайны Крыма Река Иоанна Готского

Варианты частные

Партнёры и друзья

Войти



Новый сервис объявлений на нашем сайте: разместите Ваше объявление о сдаче жилья бесплатно!
 
 
 

Река и родники Святого Иоанна Готского

Аян-Узень, Ай-Ян-Дере*, Аян, Аян-Дере, просто Узень - много имён имеет река Святителя Иоанна Готского. Своё начало она берёт на юго-восточном склоне Бабуган-яйлы, на высоте 1100 метров. Длина реки Аян-Узень - 7,8 км, площадь бассейна - 20,8 км2. Долина реки в верховьях узкая, местами с отвесными склонами. Ширина русла реки, по мере приближения к устью, значительно увеличивается и на высоте 185 метров над уровнем моря составляет около 13 метров, чуть ниже - уже 19, а на отметке с цифрой 105 достигает 32 метров.

В конце XIX века часть воды из реки провели в Партенит и Куркулет (ныне Лавровое). Сегодня через пгт. Партенит река протекает в бетонированном русле.

Река Аян-Узень в Партените

Река Аян-Узень в Партените

Водный режим реки характеризуется малыми изменениями уровней воды в течение года, что объясняется значительной долей подземного карстового питания. Паводки весьма кратковременны.

Воды реки используются для орошения и водоснабжения. В своё время на реке, у Дегерменкоя, работали две мельничные установки, откуда село и получило своё названиедегермен» переводится с тюркских языков как «мельница», а «кой» - «деревня»).

Позднее на реке Святого Иоанна Готского построили малую ГЭС с мощностью до 35 кВт. В 1973 году она ещё существовала. В это же время подобная станция находилась на реке Чёрной.

Ущелье Св. Иоанна Готского

Ущелье Св. Иоанна Готского

Река селеопасна. В 1968 году по ней прошли селевые потоки, которые покрыли наносами территорию парка. На участке пересечения русла реки дорогой на гору Аю-Даг были разрушены мост и заборы. В русле образовались селевые отложения, состоящие из валунов, щебня и гальки. Морской причал был полностью разрушен, и морское сообщение прервано. В 1983 году сель повторился, он нанёс существенные убытки санаторному комплексу.

В ущелье Святого Иоанна, где берёт начало река Аян-Узень, не так давно нашли развалины маленького православного храма VIII века. Размеры этой святыни иконоборческих времен едва превышают четыре квадратных метра.

VIII век - время подвигов святителя Иоанна Готского, уроженца и покровителя Партенитской земли, активнейшего борца с иконоборческой ересью. Это позволило исследователям предположить, что ущелье носит именно его имя, к тому же к лику святых он был причислен уже в первой половине IX века.

Святой Иоанн Готский был епископом Крымской Готии, простиравшей свои владения от устья реки Качи на юго-западе до Караби-яйлы на юго-востоке Таврики. Будущий святитель родился в 20-е годы VIII века. У его родителей Льва и Фотины долго не было детей, они слёзно молились о рождении ребёнка и обещали посвятить его служению Богу.

Начало деятельности Иоанна в роли священнослужителя совпало с завоеванием Горного Крыма хазарами, а в Византии в это время начинались гонения на почитателей икон.

Епископ Крымской Готии, предшественник святого Иоанна, за согласие с иконоборческой ересью был возведён в митрополиты и направлен императором Константином V в богатую Фракийскую Гераклею. Православные Готии предлагают в епископы Иоанна, уроженца Партенита. Узнав об этом и понимая, что здесь рукоположение для него невозможно, будущий архипастырь направляется в Иерусалим, где проводит три года. По возвращении из Святой Земли он направляется в Грузию, сохранившуюся от распространения иконоборчества, где и рукополагается во епископы.

После смерти императоров-иконоборцев во главе византийского правительства оказалась вдова Льва IV Ирина. Святитель Иоанн Готский посылает императрице свиток с изложением веры: изречениями из Библии и святых отцов об иконах, честных мощах и заступлении святых, а затем и сам по её приглашению прибывает в Константинополь. Здесь он активно проповедует принятие икон и призывает к официальному восстановлению иконопочитания.

Вскоре святитель Иоанн возвращается в Таврику, где разделяет со своим народом скорби и лишения от хазар, захвативших земли Готии. Скрываясь от преследования язычников, архиепископ на четыре года удаляется в город Амастриду (ныне город Амасра в Турции).

В 787 году в Никее был созван собор, который получил название VII Вселенского. Иконоборчество было осуждено, а иконоборческие епископы отказались от своих убеждений. Сам Иоанн Готский на Никейском соборе не присутствовал. За него подписался монах Кирилл: «представитель Иоанна, епископа Готов».

Узнав о смерти хазарского правителя, нарушившего когда-то мирную жизнь Готии, святитель сказал: «И я, братия мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею и Богом». И действительно, через сорок дней, 26 июня 790 года, он тихо скончался. Тело владыки епископ Амастридский Георгий и горожане со всей торжественностью погрузили на корабль и отправили в Партенит. Здесь святого погребли в основанном им монастыре святых апостолов Петра и Павла.

Икона Св. Иоанна Готского

Икона Св. Иоанна Готского

В 60-е годы XIX века в Партените обнаружили древнюю христианскую базилику** со строительной надписью 1427 года: «Этот всечестный и божественный храм святых, славных и первоверховных апостолов Петра и Павла был построен с основания в давние времена иже во святых отцом нашим, архиепископом города Феодоро и всей Готии Иоанном Исповедником, ныне же возобновлен, как он зрится, митрополитом города Феодоро и всей Готии кир Дамианом...».

Позднее этот храм был почти полностью раскопан известным русским археологом Н.И. Репниковым, однако мощи святителя обретены не были.

В 1996 году здесь установили памятник святому Иоанну Готскому, который был освящён архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем.

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Феодосии

Памятник апостолу Андрею Первозванному в Феодосии

Дни памяти святителя Иоанна Готского: 19 мая/1 июня и 26 июня/9 июля.

Удивительно, что в долине реки Аян-Узень существует ещё не менее десяти водных источников, прославляющих имя партенитского подвижника. Один или два одноимённых родника рядом с речкой - такое бывает, но чтобы целых десять!

В 1915 году гидрогеолог Н.Б. Рухлов в своём труде «Обзор речных долин горной части Крыма» подробно описал источники долины реки Аян-Узень.

Самый высокий и многоводный из них находится на высоте 780 метров над уровнем моря, в районе горы Хабан-Хыр, и именуется Айян-Дере. С левой стороны реки его воды струятся из-под наноса известковых валунов. В сутки родник даёт воды более 1160 м2.

Второй источник - Айян-Дере - Чокрак рождается на отметке 740 метров над уровнем моря. Воды в нём почти в десять раз меньше, чем в первом. Оба родника с одинаково холодной водой - 8,6°С.

Ближе к морю ещё на сто метров один за другим на поверхность выходят семь водных потоков. В конце XIX века профессор Головкинский условно объединил их в один источник под названием Аян-Кешмеси. Этот мощный родник был более тёплым - 10°С.

В старых книгах особо отмечается источник Аян, что в селе Куркулет, - его называют собственным родником деревни.

Не секрет, что у большинства рек и источников Крыма существует по нескольку имён. Недалеко от Партенита, в районе знаменитого детского лагеря «Артек», в море впадает река Черкес-Узень. Одно из её названий - Ай-Ян. Рядом с этой речкой в начале XX столетия располагалось поместье Суук-Су, прежде именовавшееся Аян или Ай-Ян.

На разнообразных картах источники с именем Святого Иоанна можно обнаружить и в других местах долины, а также прилегающих к ней районов. Это родина святителя Иоанна, епископа приморской и горной Таврики, и этим все сказано.

Недавно составленный акафист святителю Иоанну Готфскому включил в себя следующие строки: «Проповедают горы и урочища Таврии шествие твое яко апостольское, люди бо в вере на всяк день утверждал еси, реки же и источницы память чудес твоих приносят, именем бо твоим запечатленнии, вопиют Творцу и Богу: Аллилуия».

Неразгаданным остаётся название оросительного канала, по которому в начале XX века вода из источников Айян-Дере была проведена в деревню Дегерменкой. Назывался он Ай-Эндрит, в переводе с греческого - Святой Андрей. (Кстати, то же имя носит источник в селе Генеральском, на котором стояла средневековая церковь Святого Андрея, ныне пребывающая в развалинах.)

Ещё одну загадку, касающуюся этой части Алуштинского района, оставил путешественник Кондараки. Описывая в своих трудах западную сторону древнего мыса Плака (ныне поселок Утёс), он упомянул Богородицкий порт. Эта таинственная гавань располагалась в районе сегодняшней Карасанской бухты.

_________________
* Дере (дереси, тюрк.) - ущелье, овраг, балка; реже долина.
** Базилика - здание вытянутой прямоугольной формы, разделённое продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов) или без разделения (однонефная).

© Из книги Протоиерея Валентина Ромушина "Святые источники Крыма. Очерк-путеводитель.", 2013 г.

 

Поиск по сайту

Мобильная версия